г.Пенза, ул. Бекешская, 14 (корпус № 1); ул. Калинина, 111-б (корпус № 2)

«Скоро в школу! Давайте готовиться!»

 « Только то обучение в детском возрасте хорошо,

 которое забегает вперед развития»

Лев Семенович Выготский —

известный русский психолог начала XX века

Форма занятия – деловая игра  для родителей

Тип занятия – получение новых знаний и умений

Цель  занятия – предоставить родителям возможность расширить их  представление о понятии «Готовность ребенка к школе», учесть разные слагаемые готовности к школе.

Этапы работы:

1 этап – организационно-подготовительный и диагностический;

2 этап – обеспечение участникам восприятие нового, активизация  познавательной деятельности  на основе теоретического материала, введение практических умений;

3 этап –   анализ и оценка достижения цели занятия.

1 этап – организационно-подготовительный и

диагностический;

Задачи этапа:  создание  благоприятного микроклимата активизация внимания участников.

Поднимитесь те, у кого есть дети до 7 лет.

Приглашаю вас участвовать в нашей деловой игре.

Участники рассаживаются за столом. Им вручаются пустые папки «Скоро в школу».

Мы поговорим о готовности к школе.

«Нужно ли готовить ребенка к школе?» Ответ очевиден –  обязательно нужно!  Есть другие вопросы: что делать,  как это сделать более эффективно, когда начать? Информации в интернете и печатной литературы на эту тему от   ученых, педагогов, психологов, разных групп  родителей огромное количество.

Сразу отвечу во сколько  лет нужно начинать готовить ребенка к школе? Ученые считают- с пеленок.

Потому что: в 1 год – нужно начать развивать мелкую моторику руки;

В 2 года – начинать пополнять словарный запас;

В 3 года – знакомить с окружающим миром;

В 4 заниматься социальной адаптацией;

В 5 способствовать раскрытию творческого потенциала;

В 6 подводить итог и корректировать недостатки.

Теперь, что и как делать. Сегодня на занятии мы не получим готовых ответов, но сможем проанализировать ситуацию, поставить перед собой задачу, подобрать подходящий только вам материал, составить  индивидуальный маршрут развития  и подготовки вашего ребенка к школе, чтобы в дальнейшем воплотить его в жизнь.

(Раздать папки) В кейс – пакет  войдут: список литературы, ссылки на электронные материалы, цитаты ученых, педагогов, психологов.

Правила работы:

– укладываться во времени

– останавливаться и прекращать работу по сигналу «стоп»

Создание ситуации успеха

Поднимите руку, у кого дочери, сыновья, у кого дети любят конфеты,  у кого любят смотреть детские мультики, кто из детей ловко катается на самокате или велосипеде, кто из детей любит рисовать, кто увлекается  машинками, любит играть с куклами, кто любит слушать сказки, кто любит играть с родителями и со сверстниками

Могу вас поздравить, вы наблюдательны, достаточно хорошо знаете своего ребенка! И, конечно, переживаете за его будущее.

2 этап – обеспечение участникам восприятие нового

Задачи этапа: активизация  познавательной деятельности  на основе теоретического материала, введение практических умений.

Предполагаемые результаты:

  • Участники смогут проанализировать ситуацию;
  • Поставив перед собой задачу, подобрать подходящий только им информационный  материал;
  • Составить  индивидуальный маршрут развития  и подготовки ребенка к школе, чтобы в дальнейшем воплотить его в жизнь;
  • Создать кейс  со списком литературы, ссылками на электронные материалы, цитатами ученых, педагогов, психологов.
  1. Введение в тему

Какие мы имеем реалии времени?

  • Домашнее воспитание
  • Сверхраннее образование
  • Ограниченные контакты со сверстниками
  • Замена общения со взрослыми техническими средствами
  • Исчезновение игры как ведущего вида деятельности
  • Неадекватные требования взрослых (родителей, воспитателей, педагогов)

Так или иначе дети подвержены влиянию современных тенденций.

  1. Эксперимент

Перед вами одинаковые по форме, цвету, размеру, качеству листы бумаги.  Время работы 30 с. Прошу вас ни на кого не смотреть, слушать мою инструкцию и выполнить следующее:

  1. Сложите лист пополам
  2. Оторвите правый верхний угол на сгибе
  3. Сложите лист пополам
  4. Оторвите правый верхний угол на сгибе
  5. Продолжите пока это возможно
  6. Раскройте, сравните

Одинаковых снежинок нет, потому что нет одинаковых людей, каждый вносит в выполнение задания свое видение, умение.

ВЫВОД:  Дети все разные: возраст,  способности, возможности, личные качества. Единого рецепта подготовки к школе нет. Решение принимаем ИНДИВИДУАЛЬНО.

  1. Анализ зоны актуального развития ребенка

Теперь узнаем, как каждый из вас оценивает «зону актуального развития вашего ребенка». На столе лежат критерии готовности детей к школе. Выберите 5 наиболее для вас значимых. Время работы 2 мин.

Список критериев:

соблюдает режим дня, ловкий в движениях, физически выносливый, имеет крепкое здоровье, хорошо рисует и конструирует

самостоятельный,  хочет не только играть, но и многому научиться, любит исследовать и расследовать, обладает адекватной самооценкой, умеет планировать и контролировать собственную деятельность, соблюдает правила, слушает инструкции взрослых, дисциплинированный, настойчивый, организованный, очень хочет идти в школу, задает много вопросов

умеет концентрироваться на задании, обладает достаточной информацией об окружающем мире, умеет высказывать собственные мысли на заданную тему, богатое воображение, хорошая память

умеет общаться с детьми и взрослыми, доброжелательный, считается с интересами и желаниями товарищей, умеет играть один и в компании с детьми

умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий, принимать усилие к  реализации плана

умеет читать, считать, писать

Расположите свои критерии  сверху вниз по степени значимости. Время работы 30с

Сравните, что получилось у вас, с тем, что принято профессионалами в настоящее время.  Из множества наборов с критериями я выбрала те, что мне ближе.

 

Критерии готовности ребенка к школе

( Авторы версии: Л.А.Венгер, В.В.Холмовская, Л.Л.Коломинская, Е.Е.Кравцова)

  1. Физическая готовность.

(соблюдает режим дня, ловкий в движениях, физически выносливый, имеет крепкое здоровье, хорошо рисует и конструирует)

  1. Психологическая готовность:

включает в себя степень готовности ребенка к принятию новой социальной позиции –  школьника, имеющего круг прав и обязанностей, а также определенный уровень развития МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ.

( самостоятельный,  хочет не только играть, но и многому научиться, любит исследовать и расследовать, обладает адекватной самооценкой, умеет планировать и контролировать собственную деятельность, соблюдает правила, слушает инструкции взрослых, дисциплинированный, настойчивый,организованный, очень хочет идти в школу, задает много вопросов)

Подробнее:

http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/lichnostnaya_gotovnost_rebenka_k_shkole_2.html

данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.

(умеет концентрироваться на задании, обладает достаточной информацией об окружающем мире, умеет высказывать собственные мысли на заданную тему, богатое воображение, хорошая память)

Подробнее:

http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_01c.shtm

этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

( умеет общаться с детьми и взрослыми, доброжелательный, считается с интересами и желаниями товарищей, умеет играть один и в компании с детьми)

Подробнее:

https://sch56.mskobr.ru/files/psihologicheskaya_gotovnost_rebyonka_k_shkole.pdf

( умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий, принимать усилие к  реализации плана)

Подробнее:

Мухамедрахимов Р. Ж Эмоции и отношения человека на ранних

этапах развития; / Под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова/. СПб.: Изд-во С. Петерб.

ун-та, 2008. С. 157–172. ,

https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/04/10/intellektualnaya_gotovnost_rebenka_k_obucheniyu_v_shkole_0.doc

  1. Педагогическая готовность

( умеет читать, считать, писать )

Подробнее о методиках диагностики педагогической готовности ребенка к школе:

http://adalin.mospsy.ru/l_04_01.shtml;

Сравниваем, анализируем.

У кого есть совпадения? Кто на первое место поставил умения читать, считать? В чём  причины различий? (вспомните эксперимент со снежинкой)

Если не очень совпадает, не унывайте. Состояние здоровья ребенка играет порой большую роль, чем его интеллектуальные способности. И как бы мы не расставляли критерии на первый взгляд кажущиеся основными, на самом деле не являются решающими в определении готовности к школе.  И наоборот, каждый учитель начальных классов приведет массу примеров, когда  коммуникативный, эмоционально стабильный, усидчивый и аккуратный ребенок может компенсировать  недостаток интеллектуального и физического развития и быть успешным в школе.

Позднее, когда  вы подробнее ознакомитесь с этим вопросом, сами расставите акценты.

Что  такое готовность к школе и что родители могут делать для того, чтобы ребенок без труда начал учиться в первом классе? Получить ответ на этот вопрос вы сможете, пройдя по ссылке к  видео

https://www.youtube.com/watch?v=SqjyKsSq6Zc

Если хотите глубже изучить эту проблему, ознакомиться с работами ученых от Аристотеля до В.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, то читайте  статью в журнале «Молодой ученый» № 35(273)август 2019,

https://moluch.ru/archive/273/62181/

Хочется остановиться подробнее о компоненте психологической готовности ребенка к школе- развитие мотивационной сферы.

  1. Развитие мотивационной сферы

Попробуйте предположить, что ответит ваш ребенок на вопрос: ТЫ ХОЧЕШЬ ИДТИ В ШКОЛУ?

Встаньте под ту табличку, которая подходит вашему ребенку

  1. Ребенок ХОЧЕТ идти в школу;

2.Ребенок ТО ХОЧЕТ, ТО НЕ ХОЧЕТ идти в школу. ( Зависит от настроения);

  1. Ребенок идти в школу НЕ ХОЧЕТ.

(Родители делятся на три условные группы)

В каждой группе у каждого родителя свой маршрут.

1 группа. Ребенок хочет идти в школу.

Задайте ему очередной вопрос:  ПОЧЕМУ ТЫ ХОЧЕШЬ ИДТИ В ШКОЛУ?

Выберите подходящий на ваш взгляд ответ:

  1. Потому, что все друзья пойдут;
  2. Потому, что мама говорит, что в школе учиться – очень важно и почетно;
  3. Потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки;
  4. Потому, что в школе новая учительница, новые занятия, новые знакомые;

Будьте осторожны. Желание пойти в школу отличается от желания учиться. Может случиться, что собственные цели  учения ребенком не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения….. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника.

Следовательно, вам либо во 2, либо в 3 группу.

Как понять, осознает ли ребенок важность и необходимость учения, появились ли у него собственные цели учения?

Экспес-тест

Проведем нехитрый тест.

Показ картинки: горка, ребенок лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат.

В: Почему так вышло? В чём причина неудач?

Если важность учения не сформирована, ответ будет таким: «Горка крутая, не ровная». Ребенок обвиняет все и всех, но не себя.

Если ответ будет: «Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Но он, потренируется и научится съезжать.» Ребенок преломляет причину неудач через себя- важность, необходимость и цели учения проявились.

Если ребенок  ТО ХОЧЕТ, ТО НЕ ХОЧЕТ идти в школу или  РЕБЕНОК ИДТИ В ШКОЛУ НЕ ХОЧЕТ, значит цели учения не осознаются, школа не привлекает,  следует искать причины.

Возможный источник проблемы:

  • старшие брат или сестра, испытывающие трудности  в обучении или отношениях с одноклассниками, делясь с младшими своими переживаниями,  они поневоле запугивают малышей
  • взрослые  предъявляют жесткие требования к старшим детям из-за отставания по предметам в школе, чем настораживают младших детей –  «и меня будут также ругать »

Подробнее:

https://www.youtube.com/watch?v=uQykxW5tZ4w&feature=youtu.be

3 этап –   анализ и оценка достижения цели занятия

Сегодня мы только прикоснулись к проблеме готовности ребенка к школе.

Выводы:

  1. ВСЕ ИНДИВИДУАЛЬНО. Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий. Это касается и детей и взрослых.
  2. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ.А что он желает больше всего? Играть!

«Игра для ребенка — не забава, а естественная потребность и серьезная жизненная школа: ребенок разыгрывает роли, которые завтра станут для него реальными. Играйте вместе с ребенком, чтобы стимулировать его фантазию, творчество…Выигрывайте! Не поддавайтесь каждый раз. Будущий первоклассник должен привыкать к возможному поражению и с достоинством его принимать.» Марьяна Михайловна Безруких, психолог, физиолог, директор Института возрастной психологии РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО

Подробнее:

«Все о младшем школьнике» издательства «Дрофа-Вентана»,

https://www.youtube.com/watch?v=SHK7jQcr2Tc

 

Рефлексия:

Для меня это важно и интересно…

Я получил конкретные рекомендации…

Мне было трудно (не понравилось) …

 

Литература и материалы интернета:

1.Беседа о школе(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)

https://gigabaza.ru/doc/64723.html

  1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка.

Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович,

Л.В Благонадежиной/: Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР.

— М.: “Педагогика”, 1972

2.Подготовка к школе. Развитие ребенка/ Советы психолога https://www.youtube.com/watch?v=SHK7jQcr2Tc

  1. Барыкина С.А. Диагностика уровня познавательной активности обучающихся (по Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой)

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/08/30/diagnostika-urovnya-poznavatelnoy

  1. Енякина М.Н. Образовательный маршрут для родителей в сети Интернет «Подготовка детей к школе»

https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/12/10/obrazovatelnyy_marshrut_dlya_roditeley_v_seti_internet_0.doc

  1. Точилина О.Г. Кейс – технологии как один из инновационных методов образовательной среды.

https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/01/22/keys-tekhnologii-kak-odin-iz-innovatsionnykh-metodov

 

укажите название интересующего объединения (кружка)
×
×
×
×
×
×
×