«Скоро в школу! Давайте готовиться!»
« Только то обучение в детском возрасте хорошо,
которое забегает вперед развития»
Лев Семенович Выготский —
известный русский психолог начала XX века
Форма занятия — деловая игра для родителей
Тип занятия — получение новых знаний и умений
Цель занятия — предоставить родителям возможность расширить их представление о понятии «Готовность ребенка к школе», учесть разные слагаемые готовности к школе.
Этапы работы:
1 этап — организационно-подготовительный и диагностический;
2 этап — обеспечение участникам восприятие нового, активизация познавательной деятельности на основе теоретического материала, введение практических умений;
3 этап – анализ и оценка достижения цели занятия.
1 этап — организационно-подготовительный и
диагностический;
Задачи этапа: создание благоприятного микроклимата активизация внимания участников.
Поднимитесь те, у кого есть дети до 7 лет.
Приглашаю вас участвовать в нашей деловой игре.
Участники рассаживаются за столом. Им вручаются пустые папки «Скоро в школу».
Мы поговорим о готовности к школе.
«Нужно ли готовить ребенка к школе?» Ответ очевиден — обязательно нужно! Есть другие вопросы: что делать, как это сделать более эффективно, когда начать? Информации в интернете и печатной литературы на эту тему от ученых, педагогов, психологов, разных групп родителей огромное количество.
Сразу отвечу во сколько лет нужно начинать готовить ребенка к школе? Ученые считают- с пеленок.
Потому что: в 1 год — нужно начать развивать мелкую моторику руки;
В 2 года — начинать пополнять словарный запас;
В 3 года — знакомить с окружающим миром;
В 4 заниматься социальной адаптацией;
В 5 способствовать раскрытию творческого потенциала;
В 6 подводить итог и корректировать недостатки.
Теперь, что и как делать. Сегодня на занятии мы не получим готовых ответов, но сможем проанализировать ситуацию, поставить перед собой задачу, подобрать подходящий только вам материал, составить индивидуальный маршрут развития и подготовки вашего ребенка к школе, чтобы в дальнейшем воплотить его в жизнь.
(Раздать папки) В кейс — пакет войдут: список литературы, ссылки на электронные материалы, цитаты ученых, педагогов, психологов.
Правила работы:
— укладываться во времени
— останавливаться и прекращать работу по сигналу «стоп»
Создание ситуации успеха
Поднимите руку, у кого дочери, сыновья, у кого дети любят конфеты, у кого любят смотреть детские мультики, кто из детей ловко катается на самокате или велосипеде, кто из детей любит рисовать, кто увлекается машинками, любит играть с куклами, кто любит слушать сказки, кто любит играть с родителями и со сверстниками
Могу вас поздравить, вы наблюдательны, достаточно хорошо знаете своего ребенка! И, конечно, переживаете за его будущее.
2 этап — обеспечение участникам восприятие нового
Задачи этапа: активизация познавательной деятельности на основе теоретического материала, введение практических умений.
Предполагаемые результаты:
- Участники смогут проанализировать ситуацию;
- Поставив перед собой задачу, подобрать подходящий только им информационный материал;
- Составить индивидуальный маршрут развития и подготовки ребенка к школе, чтобы в дальнейшем воплотить его в жизнь;
- Создать кейс со списком литературы, ссылками на электронные материалы, цитатами ученых, педагогов, психологов.
- Введение в тему
Какие мы имеем реалии времени?
- Домашнее воспитание
- Сверхраннее образование
- Ограниченные контакты со сверстниками
- Замена общения со взрослыми техническими средствами
- Исчезновение игры как ведущего вида деятельности
- Неадекватные требования взрослых (родителей, воспитателей, педагогов)
Так или иначе дети подвержены влиянию современных тенденций.
- Эксперимент
Перед вами одинаковые по форме, цвету, размеру, качеству листы бумаги. Время работы 30 с. Прошу вас ни на кого не смотреть, слушать мою инструкцию и выполнить следующее:
- Сложите лист пополам
- Оторвите правый верхний угол на сгибе
- Сложите лист пополам
- Оторвите правый верхний угол на сгибе
- …
- Продолжите пока это возможно
- Раскройте, сравните
Одинаковых снежинок нет, потому что нет одинаковых людей, каждый вносит в выполнение задания свое видение, умение.
ВЫВОД: Дети все разные: возраст, способности, возможности, личные качества. Единого рецепта подготовки к школе нет. Решение принимаем ИНДИВИДУАЛЬНО.
- Анализ зоны актуального развития ребенка
Теперь узнаем, как каждый из вас оценивает «зону актуального развития вашего ребенка». На столе лежат критерии готовности детей к школе. Выберите 5 наиболее для вас значимых. Время работы 2 мин.
Список критериев:
соблюдает режим дня, ловкий в движениях, физически выносливый, имеет крепкое здоровье, хорошо рисует и конструирует
самостоятельный, хочет не только играть, но и многому научиться, любит исследовать и расследовать, обладает адекватной самооценкой, умеет планировать и контролировать собственную деятельность, соблюдает правила, слушает инструкции взрослых, дисциплинированный, настойчивый, организованный, очень хочет идти в школу, задает много вопросов
умеет концентрироваться на задании, обладает достаточной информацией об окружающем мире, умеет высказывать собственные мысли на заданную тему, богатое воображение, хорошая память
умеет общаться с детьми и взрослыми, доброжелательный, считается с интересами и желаниями товарищей, умеет играть один и в компании с детьми
умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий, принимать усилие к реализации плана
умеет читать, считать, писать
Расположите свои критерии сверху вниз по степени значимости. Время работы 30с
Сравните, что получилось у вас, с тем, что принято профессионалами в настоящее время. Из множества наборов с критериями я выбрала те, что мне ближе.
Критерии готовности ребенка к школе
( Авторы версии: Л.А.Венгер, В.В.Холмовская, Л.Л.Коломинская, Е.Е.Кравцова)
- Физическая готовность.
(соблюдает режим дня, ловкий в движениях, физически выносливый, имеет крепкое здоровье, хорошо рисует и конструирует)
- Психологическая готовность:
включает в себя степень готовности ребенка к принятию новой социальной позиции – школьника, имеющего круг прав и обязанностей, а также определенный уровень развития МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ.
( самостоятельный, хочет не только играть, но и многому научиться, любит исследовать и расследовать, обладает адекватной самооценкой, умеет планировать и контролировать собственную деятельность, соблюдает правила, слушает инструкции взрослых, дисциплинированный, настойчивый,организованный, очень хочет идти в школу, задает много вопросов)
Подробнее:
данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.
(умеет концентрироваться на задании, обладает достаточной информацией об окружающем мире, умеет высказывать собственные мысли на заданную тему, богатое воображение, хорошая память)
Подробнее:
http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_01c.shtm
этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
( умеет общаться с детьми и взрослыми, доброжелательный, считается с интересами и желаниями товарищей, умеет играть один и в компании с детьми)
Подробнее:
https://sch56.mskobr.ru/files/psihologicheskaya_gotovnost_rebyonka_k_shkole.pdf
( умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий, принимать усилие к реализации плана)
Подробнее:
Мухамедрахимов Р. Ж Эмоции и отношения человека на ранних
этапах развития; / Под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова/. СПб.: Изд-во С. Петерб.
ун-та, 2008. С. 157–172. ,
- Педагогическая готовность
( умеет читать, считать, писать )
Подробнее о методиках диагностики педагогической готовности ребенка к школе:
http://adalin.mospsy.ru/l_04_01.shtml;
Сравниваем, анализируем.
У кого есть совпадения? Кто на первое место поставил умения читать, считать? В чём причины различий? (вспомните эксперимент со снежинкой)
Если не очень совпадает, не унывайте. Состояние здоровья ребенка играет порой большую роль, чем его интеллектуальные способности. И как бы мы не расставляли критерии на первый взгляд кажущиеся основными, на самом деле не являются решающими в определении готовности к школе. И наоборот, каждый учитель начальных классов приведет массу примеров, когда коммуникативный, эмоционально стабильный, усидчивый и аккуратный ребенок может компенсировать недостаток интеллектуального и физического развития и быть успешным в школе.
Позднее, когда вы подробнее ознакомитесь с этим вопросом, сами расставите акценты.
Что такое готовность к школе и что родители могут делать для того, чтобы ребенок без труда начал учиться в первом классе? Получить ответ на этот вопрос вы сможете, пройдя по ссылке к видео
https://www.youtube.com/watch?v=SqjyKsSq6Zc
Если хотите глубже изучить эту проблему, ознакомиться с работами ученых от Аристотеля до В.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, то читайте статью в журнале «Молодой ученый» № 35(273)август 2019,
https://moluch.ru/archive/273/62181/
Хочется остановиться подробнее о компоненте психологической готовности ребенка к школе- развитие мотивационной сферы.
- Развитие мотивационной сферы
Попробуйте предположить, что ответит ваш ребенок на вопрос: ТЫ ХОЧЕШЬ ИДТИ В ШКОЛУ?
Встаньте под ту табличку, которая подходит вашему ребенку
- Ребенок ХОЧЕТ идти в школу;
2.Ребенок ТО ХОЧЕТ, ТО НЕ ХОЧЕТ идти в школу. ( Зависит от настроения);
- Ребенок идти в школу НЕ ХОЧЕТ.
(Родители делятся на три условные группы)
В каждой группе у каждого родителя свой маршрут.
1 группа. Ребенок хочет идти в школу.
Задайте ему очередной вопрос: ПОЧЕМУ ТЫ ХОЧЕШЬ ИДТИ В ШКОЛУ?
Выберите подходящий на ваш взгляд ответ:
- Потому, что все друзья пойдут;
- Потому, что мама говорит, что в школе учиться – очень важно и почетно;
- Потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки;
- Потому, что в школе новая учительница, новые занятия, новые знакомые;
Будьте осторожны. Желание пойти в школу отличается от желания учиться. Может случиться, что собственные цели учения ребенком не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения….. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника.
Следовательно, вам либо во 2, либо в 3 группу.
Как понять, осознает ли ребенок важность и необходимость учения, появились ли у него собственные цели учения?
Экспес-тест
Проведем нехитрый тест.
Показ картинки: горка, ребенок лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат.
В: Почему так вышло? В чём причина неудач?
Если важность учения не сформирована, ответ будет таким: «Горка крутая, не ровная». Ребенок обвиняет все и всех, но не себя.
Если ответ будет: «Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Но он, потренируется и научится съезжать.» Ребенок преломляет причину неудач через себя- важность, необходимость и цели учения проявились.
Если ребенок ТО ХОЧЕТ, ТО НЕ ХОЧЕТ идти в школу или РЕБЕНОК ИДТИ В ШКОЛУ НЕ ХОЧЕТ, значит цели учения не осознаются, школа не привлекает, следует искать причины.
Возможный источник проблемы:
- старшие брат или сестра, испытывающие трудности в обучении или отношениях с одноклассниками, делясь с младшими своими переживаниями, они поневоле запугивают малышей
- взрослые предъявляют жесткие требования к старшим детям из-за отставания по предметам в школе, чем настораживают младших детей — «и меня будут также ругать »
Подробнее:
https://www.youtube.com/watch?v=uQykxW5tZ4w&feature=youtu.be
3 этап – анализ и оценка достижения цели занятия
Сегодня мы только прикоснулись к проблеме готовности ребенка к школе.
Выводы:
- ВСЕ ИНДИВИДУАЛЬНО. Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий. Это касается и детей и взрослых.
- Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ.А что он желает больше всего? Играть!
«Игра для ребенка — не забава, а естественная потребность и серьезная жизненная школа: ребенок разыгрывает роли, которые завтра станут для него реальными. Играйте вместе с ребенком, чтобы стимулировать его фантазию, творчество…Выигрывайте! Не поддавайтесь каждый раз. Будущий первоклассник должен привыкать к возможному поражению и с достоинством его принимать.» Марьяна Михайловна Безруких, психолог, физиолог, директор Института возрастной психологии РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Подробнее:
«Все о младшем школьнике» издательства «Дрофа-Вентана»,
https://www.youtube.com/watch?v=SHK7jQcr2Tc
Рефлексия:
Для меня это важно и интересно…
Я получил конкретные рекомендации…
Мне было трудно (не понравилось) …
Литература и материалы интернета:
1.Беседа о школе(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)
https://gigabaza.ru/doc/64723.html
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка.
Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович,
Л.В Благонадежиной/: Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР.
— М.: «Педагогика», 1972
2.Подготовка к школе. Развитие ребенка/ Советы психолога https://www.youtube.com/watch?v=SHK7jQcr2Tc
- Барыкина С.А. Диагностика уровня познавательной активности обучающихся (по Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой)
- Енякина М.Н. Образовательный маршрут для родителей в сети Интернет «Подготовка детей к школе»
- Точилина О.Г. Кейс — технологии как один из инновационных методов образовательной среды.